Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов образовательно — воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования. Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя:
-
глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики,
-
ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов,
-
принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка,
-
умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования, реализацию его возможностей в развитии индивидуальности и личности человека.
Психологическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.
Объект психологического сопровождения — воспитательно- образовательный процесс.
Субъект психологического сопровождения — психическое развитие ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
Предмет — социально-психологические условия дошкольного образовательного учреждения.
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне психологического, эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
На создание такого благоприятного фона и на достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ ДОУ, и направлена деятельность педагога-психолога.
Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте (к 3-м годам) и на этапе завершения дошкольного образования (к 7- 8 ми годам). Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Цель работы педагога – психолога в ДОУ: комплексное психолого- педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, направленное на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста (обеспечение психологического здоровья ребенка, основу которого составляет полноценная реализация возможностей психического развития на каждом возрастном этапе).
Задачи работы педагога-психолога:
-
Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
-
Создание в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивностью его общения с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников
-
Создание условий для продуктивного развития высших психических функций у ребёнка при построении образовательной работы с учётом «зоны ближайшего развития».
-
Содействие формированию у ребёнка социальных качеств, общей культуры личности, способности к активному социальному взаимодействию, развитию инициативности, самостоятельности, ответственности, способности к контролю и самоорганизации
-
Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.
-
Участие в обеспечении равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья).
-
Раскрытие и развитие интеллектуального и личностного потенциала) способностей ребёнка.
-
Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
-
Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития.
-
Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов.
-
Оказание своевременной психологической помощи и поддержки родителям воспитанников и членам педагогического коллектива ДОУ в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений, переживаний и пр.
-
Психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации еѐ содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей.
При определении оптимальных условий развития необходимо учитывать не только задачи развития и воспитания, но и возраст ребенка. Тот или иной возрастной период сенситивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, которые служат опорой, базой, стартовым плацдармом для последующего развития. Поэтому ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода, определенного типа воздействия.